Социально-нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств личности и обеспечения высокого уровня нравственного развития.
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На развитие его представлений о нравственных ценностях одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Ребенок на основании различных источников учиться делать свои самые первые моральные оценки и суждения, начинает понимать, что такое нравственная норма и формирует свое отношение к ней. Однако не всегда окружающая действительность правильно влияет на мировоззрение ребёнка, формирование его нравственных качеств личности.
Общественная функция учреждения дошкольного образования заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности. Содержание учебной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности воспитанника в различных видах деятельности и охватывать различные направления развития, одним из которых является социально-нравственное.
Социально-нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств личности и обеспечения высокого уровня нравственного развития.
Целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастав учреждении дошкольного образования является формирование социального опыта, личностныхкачеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
В учебной программе дошкольного образования Республики Беларусь определены задачи социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- Развивать умение проявлять сопереживание, позитивное отношение к себе и окружающим; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение налаживать с ними взаимодействие на основе доброжелательности, взаимопонимания, чуткости.
- Формировать потребность в содержательном общении со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать нравственные и этические чувства, желание активно участвовать в событиях социального окружения.
В связи с этим, волонтерское движение в дошкольном учреждении является новым направлением для социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
О важности использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н.П. Гришаевой. Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет За это время накоплен значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.
Волонтерское движение представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых представляет взаимодействие дошкольного учреждения с семьями и общественными организациями, что будет способствовать формированию нравственных качеств личности воспитанников.
.
Цель организации волонтерского движения в дошкольном учреждении – развитие волонтерского движения, которое будет отвечать запросам современной социокультурной ситуации и способствовать формированию у воспитанников социального и личностного опыта,нравственных качеств личности.