Государственное учреждение образования "Детский сад № 37 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Детский сад № 37 г. Борисова"

телефон: 8017794-05-24
222518 Минская область, г. Борисов, улица Энгельса 100

Единый день охраны труда

29.04.2023
Единый день охраны труда

В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах 28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуюти проводят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню.

 Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

 В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).

В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство,  добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».

Конвенции 155 и  187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда.

В Конвенции  155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда.

Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.

Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.

Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.

 

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

 

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

  • приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
  • ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
  • комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
  • внедрение систем управления охраной труда;
  • социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
  • установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
  • использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
  • взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
  • сотрудничество между работодателями и работающими;
  • использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

 

Взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов, работодателей по вопросам охраны труда

Для устранения многих причин травмирования не требуется материальных или финансовых затрат. Достаточно, чтобы каждый на своем месте добросовестно исполнял свои обязанности, т.е. речь идет об обеспечении трудовой и производственной дисциплины на каждом рабочем месте. Именно на это должны быть направлены в первую очередь совместные усилия нанимателей, профсоюзов и других заинтересованных.

Неслучайно в Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда посвящена отдельная глава.

В целях принятия совместных действий для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве Стороны договорились:

осуществлять сотрудничество по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области охраны труда;

содействовать реализации в организациях профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;

способствовать внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

обеспечивать в рамках компетенции финансирование мероприятий по охране труда;

совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе развивать автоматизированные системы учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда;

осуществлять взаимодействие органов государственного надзора и общественного контроля по вопросам охраны труда;

учитывать положительный международный опыт в области охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Стороны договорились считать дату подписания Соглашения стартом кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма» в Республике Беларусь и обязались способствовать применению в организациях принципов этой Концепции, в том числе приняли на себя обязательства использовать имеющиеся у них возможности для информационного обеспечения кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма».

Традиционно в нашей стране важная роль в решении вопросов охраны труда отведена профсоюзам.

Непосредственно в организациях работает большая армия общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, которая призвана помочь нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Для укрепления взаимодействия по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда и профилактики производственного травматизма в сентябре 2019 года подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактики производственного травматизма.

Результаты работы по обеспечению безопасной и здоровой производственной среды говорят о том, что созданная в Республике Беларусь система работы по охране труда в целом является эффективной. Мы последовательно продвигаемся к достижению одного из важных компонентов достойного труда – обеспечению безопасных и здоровых условий на рабочем месте.

В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

 

Социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания

Основной целью организации работы по охране труда является сохранение жизни и здоровья работников. Динамика достигнутых результатов по обеспечению безопасного труда позволяет говорить о том, что созданная в республике система работы по охране труда в целом является эффективной.

За последние 20 лет производственный травматизм в республике сократился в 3 раза, а смертельный практически в 2 раза.

В прошлом году удалось сохранить тенденцию к снижению общего уровня производственного травматизма. По сравнению с 2021 годом количество травмированных на производстве уменьшилось на 5 процентов (с 1886 до 1781 человека), число погибших на производстве осталось на уровне 2021 года и составило 132 человека.

Влияние вредных производственных факторов на здоровье занятых на них работников повлекло в 2022 году по данным Минздрава 37 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний.

Вследствие несчастных случаев на производстве в 2022 году инвалидами признано 89 человек, 252 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности. Кроме того, по данным Белстата в 2022 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,1 тыс. человеко-дней.

В целях социальной защиты работающих, получивших повреждение здоровья при выполнении порученной работы, в Республике Беларусь действует система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время порядок и условия проведения указанного вида страхования регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 16 «Порядок и условия осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Страхование обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, компенсируя существенные материальные потери граждан в случае причинения их жизни или здоровью вреда, связанного с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

В 2022 году выплаты БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 160 млн. рублей.

В целях экономического стимулирования нанимателей к обеспечению здоровых и безопасных условий труда законодательством предусмотрена система скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организациям устанавливается скидка к страховому тарифу. Если выплаты потерпевшим превысят размер уплачиваемых взносов, БРУСП «Белгосстрах» установит надбавку к страховому тарифу.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов в коллективные договоры многих организаций включаются нормы о выплате семье погибшего на производстве до 10 средних годовых заработных плат, а работнику, который получил травму на производстве – выплату среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности. Только в связи со смертельными случаями организациями выплачено более 3 млн. рублей.

Таким образом, создание здоровой и безопасной производственной среды для работающих являются не только моральным и юридическим обязательством государства и нанимателей, но и оправдывает себя экономически.

Версия сайта для слабовидящих